Подводное крыло vs гидрофойл: из прошлого в будущее

19.02.2021

Подводное крыло vs гидрофойл: из прошлого в будущее

Подводное крыло vs гидрофойл: из прошлого в будущее

Подводное крыло vs гидрофойл: из прошлого в будущее

Глобальные изобретения, меняющие эпоху, не часто случаются в яхтенном мире. Но все-таки одно из немногих заслуживает особого уважения — превращение обыкновенной лодки в парящую над водой. Ловкие и маневренные небольшие катера, катамараны и яхты на подводных крыльях (фойлах) все чаще становятся мейнстримом.

Эти, на первый взгляд, простые конструкции поднимают лодку над поверхностью воды, уменьшая сопротивление и позволяя развивать более высокие скорости. Эта технология разрабатывалась с конца XIX века, но из-за сложностей расчётной конфигурации и высокой цены изготовления из металла, популярность подводных крыльев начала снижаться с момента пика в 1970 году. И еще до недавнего времени фойловые лодки были больше диковинкой для личного пользования (коммерческие суда и быстроходные катамараны не в счет). Но резкий рост технологий и компьютерного дизайна дали новый виток популярности небольших, но хорошо оснащенных и быстрых катеров на фойлах длиной до 10-12 метров.

Лодка началась с самолета

История летающих лодок действительно уходит корнями на полтора века назад. Идея конструкции принадлежит французу Эммануэлю Дени Фарко. Именно он первым получил патент, разработав концепцию, которая позволяла приподнять корабль над водой, таким образом снизить лобовое сопротивление, и увеличить скорость. Затем последовала целая череда разработок от итальянских и американских инженеров, но каждая имела существенные недостатки. Однако в Канаде в 1919 году благодаря удачным математическим расчетам американца Александра Грэхем Белла удалось установить официальный рекорд скорости лодки HD-4 на подводных крыльях, развившей скорость 114 км/час.

В бывшем СССР главным разработчиком «крылатого флота» считается Ростислав Алексеев, работавший над идеей еще в 1940-х годах. Именно в его честь называется эффект малопогруженного подводного крыла. На базе его чертежей и конструкторских разработок в Советском Союзе появились такие известные катера на подводных крыльях как «Стрела», «Метеор», «Комета» и прочие.

Расцвет летающих катеров

Эксцентричный Горацио Филлипс, разработавший принцип аэродинамической трубы, внесший немалый вклад в науку о сечениях крыла, фактически, помог создать катамаран с крылом. Тогда лодку даже оснастили паровым двигателем, и она могла развивать скорость более 30 узлов, что было невероятным достижением для того времени. А вот возникшую проблему правильного соотношения мощности и веса решил итальянский изобретатель Энрико Форланини.

Крылатые катамараны продолжали развиваться. Следующий большой шаг был предпринят в США, когда Гордон Бейкер создал лодку с тонким корпусом, у которой V-образные крылья были установлены на поперечной балке, расположенной непосредственно за мачтой. Контроль и управление «взяла на себя» одиночное V-образное перо руля. Это позволяло яхте комфортно срываться при движении по ветру, а Бейкер, возможно, был первым, кто испытал переходы по попутному ветру (аналогично как на ледовых яхтах (буерах), где это долгое время считалось само собой разумеющимся).

Трудно было сказать об истинной скорости, но точно было известно, что она минимум в 1,5 раза превышала скорость ветра. Эта лодка стала прообразом легендарного 9-метрового Monitor, созданного в 1950-х для военно-морского флота США, — самого быстрого парусного судна из когда-либо созданных.

Для парусного спорта значительно увеличенная скорость лодки теперь стала доступной. Создавались все более эффективные модели такого класса как Tornado и Unicorn.

К процессу разработки летающих катеров подключился даже авиа Boeing. Трудясь над своей моделью лодки на подводных крылья Boeing 929 Jetfoil, они стремились перенести свой опыт в производстве самолетов на рынок пассажирских паромов. Но цель не была достигнута.

Упадок или новый старт?

Есть одно большое НО в старом дизайне подводных крыльев — они технически сложны, дороги в строительстве, уязвимы для повреждений и требуется квалификация в обслуживании, особенно для систем выдвижения и втягивания крыльев, чтобы судно могло швартоваться или пересекать мелководье.

Сегодняшние фойлы, выполнены в виде плавников из карбона, вернули интерес, и нынче производители соревнуются в том, чтобы создать наиболее скоростные, комфортные и все более футуристические катера и яхты с подводными крыльями.

В метре над водой: полет на собственной лодке

Нынче среди лидеров летающих катеров, катамаранов и яхт – несколько мировых производителей.

Правда цены на этот чудесный водный транспорт иногда хорошо «кусаются». Но взамен стоимости, при поездке в катере на фойлах, вы получите эффект удивительно плавного полета над поверхностью воды. А ощущение крыльев за вашей спиной стоит этих денег, не так ли?

Поделиться:

Вернуться