Тo be or not to be бассейну на яхте: проблемы, ожидание, реальность

04.03.2021

Тo be or not to be бассейну на яхте: проблемы, ожидание, реальность

Тo be or not to be бассейну на яхте: проблемы, ожидание, реальность

Тo be or not to be бассейну на яхте: проблемы, ожидание, реальность

Воплощая мечты и пожелания, дизайнеры продолжают изощряться, чтобы создавать все более роскошные, комфортные и впечатляющие бассейны на борту суперяхт. Но так ли просто сложить этот «оллинклюзный» пазл, если вы решите включить «освежающую» функцию в список развлечений на собственной лодке? Давайте разберемся.

Если хочется развлечься у бассейна, почему не сделать это на собственной яхте? Без акул, скатов, опасных медуз – такая возможность есть, и на яхтах лакшери-сегмента она всегда входит в комплект. И если еще десять лет назад бассейны на яхтах были ограничены инженерными возможностями, то сегодня они ограничены только воображением владельца или дизайнера.

Бассейны, водопады и аквариумы: чем богаты люксовые яхты

Бассейн на яхте, в основном, это место, где можно расслабиться, пообщаться с друзьями и гостями, полюбоваться на океан или красивую островную лагуну вокруг.

Но просто бассейнами нынче уже никого не удивишь. Поэтому многие теперь хотят водопады, водные каскады и целые аттракционы. Все это – дополнительные вызовы для инженеров и дизайнеров.

Например, голландский производитель суперяхт Oceanco почти всегда для своих эксклюзивных клиентов предпочитает устанавливать различные водные объекты и аттракционы – они варьируются от простого джакузи до бассейна с водопадом и даже бассейна со встроенным аквариумом.

Еще в 2007 году Oceanco были одними из первых кто установил панорамный бассейн, уровень которого доходил до края кормовой палубы 82-метровой Alfa Nero. Это позволило владельцам яхты и гостям почувствовать связь с океаном во время отдыха. Но «изюминкой» стала инженерная разработка, которая позволяла при необходимости поднять основание бассейна на уровень пола, превратив его в зону развлечений, или даже в вертолетную площадку.

Еще одно морское развлечение — яхта ‘Latona’ верфи CRN, которая точно может удивить даже самых искушенных любителей. Причиной этому является впечатляющий бассейн-гараж! Выстроенная чаша используется как своеобразная гавань для тендера, куда можно причалить с гостями и комфортно подняться на борт ‘Latona’. А когда погода не позволяет наслаждаться отдыхом на открытом воздухе, тендер покидает гараж. Мало того, что эта инновация выглядит очень изысканно за счет стен из бирюзовой мозаики, но и с технической точки зрения такое решение существенно экономит место.

А вот самый большой бассейн в мире длиной 25 м находится на 156-метровой яхте Dilbar. Он в два раза больше бассейна на Flying Fox, тоже яхте Lürssen, которую многие считают идеалом среди суперяхт. Бассейн на Dilbar — полуолимпийский, и, чтобы спроектировать сооружение, вмещающее 180 кубометров воды, инженерам пришлось потрудиться. Не так легко было «обмануть» законы физики, чтобы весь этот «файв-старз» гордо держался на плаву.

Ложка дегтя в бочке рома: законы физики на страже

Бассейны, водопады, фонтаны, аквариумы и джакузи на яхтах – звучит и выглядит это прекрасно. Но если вникнуть в технические особенности, то процесс установки любого водного объекта на яхте гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд, и сопряжен с множеством проблем.

Поскольку яхта предназначена для движения по воде, возможность легко жонглировать законами физики здесь утрачивается. Движение лодки само по себе создает волновые импульсы в бассейнах на борту. И их сложно сдерживать даже в самых спокойных крейсерских условиях.

Для решения этой извечной проблемы на борту 80-метровой Golden Odyssey инженер Мартин Фрэнсис разработал и впервые применил систему для подавления импульса волны. Она основывается на взаимосвязанной системе противодействия крену, состоящей из соединяющихся между собой резервуаров для воды, используемых для стабилизации волн. Вода течет из одного резервуара в другой, контролируемая таким образом, чтобы погасить возникающий крен. Волна «улавливается» у края бассейна в сборном резервуаре и «выпускается» обратно в бассейн, амортизируя движение яхты.

Сам себе дизайнер

Один кубический метр воды весит тонну и значительно влияет на общую устойчивость конструкции. Этот показатель следует учитывать на этапе планирования любого значительного водного объекта на борту яхты. Чтобы бассейн не смещал центр тяжести лодки, его обычно размещают на нижней палубе рядом с кормой. Но всегда нужно учитывать форму корпуса и далеко не в каждом проекте есть возможность сделать глубину бассейна такой, как захочется. И если вы не владелец 156-метровой яхты Dilbar, то почувствовать себя плавцом на олимпийские дистанции вряд ли получится – размер бассейна напрямую зависит от длины и уровня осадки яхты.

Бассейны с противотоком, с гидромассажем, сочетающие в себе одновременно бассейн и джакузи – все это сегодня доступно для установки на яхтах. Типичное решение — создать пейзажный бассейн с функцией плавания против течения воды.

А вот если у вас возникнет задумка сделать не только бассейн, но и украсить его фонтаном для эффектности, стоит подумать вот о чем. Недостаточно лишь перекачивать насосом воду через сопло, и полагаться исключительно на давление. Нужно учитывать движение яхты, а значит силу ветра. Например, компания Fluidity Design представила ряд форсунок, более устойчивых к движению корабля и ветру, которые могут включаться и выключаться, поднимать воду вертикально в воздух и по дуге через бассейн. Форсунки, встроенные в мостик над бассейном, позволяли создавать эффект дождя. Тем не менее, даже с такими устройствами приходилось прибегать к дополнительным ухищрениям – уменьшать волновое воздействие и боковую силу ветра.

Плюс, всегда возникает вопрос энергопотребления. Чем больше «наворотов» у бассейна, тем дороже. Для скромного фонтана с десятком вертикальных форсунок, выпускающих струи воды высотой два метра, потребуется примерно в четыре раза больше мощности, чем для неотапливаемого бассейна размером 6 на 4,5 метра.

В 1994 году инженер Джонатан Куинн Барнетт создал 7-метровый водопад на борту 73-метрового судна. Ему пришлось использовать экраны из оргстекла и сделать водопад под углом, чтобы минимизировать брызги. Затем вода попадала в водосборный бассейн и возвращалась наверх благодаря циркуляционному насосу. Чем выше водный объект, тем больше вариантов движения у капель воды. В этой связи стоит задуматься не только о брызгах, но и о минимизации грохота, который будет создавать такая технология на яхте.

Помимо каскадных механизмов, фонтанов и искусственных рек, на яхтах можно установить достаточно классические бассейны различных типов: бассейн-слайдер, надувной или стеклянный бассейны.

Надувной или плавающий бассейн подойдет для небольших яхт и даже для круизеров. Это хороший бюджетный вариант, который устанавливается и разворачивается буквально в считанные минуты.

А вот, например, бассейн-слайдер украшает яхту Atreides Yacht. Механизм разработан таким образом, что конструкция спрятана в корпусе самой лодки. И когда нужно, нажатием одной кнопки, бассейн появляется в воде позади яхты, и визуально становится гармоничным продолжением судна. Вода – морская, но при этом, купающиеся находятся в безопасности от морских обитателей.

Бассейн из высокопрочного акрила, или так называемый стеклянный бассейн, обычно устанавливается на яхтах лакшери-сегмента. Может быть как разборным, так и встроенным. Учитывая прозрачность акрила 98%, и при этом его невероятную прочность, есть возможность сделать бассейн прозрачным со всех сторон, в том числе и его дно. А если изначально планировать эту конструкцию при строительстве яхты, то роскошным вариантом будет сделать дно бассейна потолком спальной каюты.

Главный принцип современных яхтенных интерьеров – функция должна поддерживать эстетику, поэтому большинство дизайнеров почти всегда стремятся включить водные элементы, вызывающие «вау-эффект». Но установка любого водного объекта на яхте требует комплексного подхода. Ну и… дружеских отношений с законами физики.

 

 

 

 

Категории:

Поделиться:

Вернуться